klavierart (klavierart) wrote,
klavierart
klavierart

Category:

Шерлок: музыкальный разбор. Эвр, часть вторая

Продолжение разбора. Не фанат - не ходи под кат!


В прошлый раз я зарылась в трактовку темы, желая разобраться изнутри, теперь настало время рассмотреть её снаружи. Мне сразу казалось, что интонационно тема Эвр сходна с темой Шерлока, так вот она не просто сходна, а... Впрочем, не могу отказать себе в удовольствии слегка поинтриговать.

Для начала нужно пройтись по всем воплощениям Эвр в четвертом сезоне и, главное, посмотреть, что там в финале. Я не делаю однозначных выводов, это скорее наблюдения для желающих разобраться. Нотные отрывки для визуальной опоры. Сквозные обозначение по времени для саундтреков по целым сериям, кое-где - по отдельным трекам.

Впервые эта тема появляется в "Шести Тэтчер", и звучит она совершенно не так, как далее в сезоне. М.Прайс в одном из последних интервью говорил, что намеки на тему Эвр есть ДАЖЕ в 6Т. Что значит "даже"? Там она черным по белому и не один раз!



"Девушка из автобуса"
Вариация 1 на 3:18
Очень теплое и живое проведение, написанное в миксолидийском ладу (помните, кто у нас повелитель народных ладов? Шерлок. Поскольку мне нужен был оригинальный источник, я приобрела ноты на сайте Прайса, в теме Шерлока стоит обозначение характера "with gipsy flair". Стопроцентное попадание с "цыганочкой с выходом"!). Эта обработка немного напоминает Энию, не в последнюю очередь из-за того, что миксолидийский характерен для кельтской и ирландской музыки. Никакой скрипки: уютный и округлый звук кларнета. И самое главное: изменены интервалы. Вместо малой минорной сексты здесь большая, вместо кварты - восходящая терция. А ход вниз - вообще часть целотонной гаммы. Никаких малых секунд и терций, только большие секунды. Другой образ несколькими мазками. Теперь нас будут уводить от него и вести к сиянию чистого разума финала.



"Смс"
Вариация 2 на 22:30
Во второй раз тема тоже проводится у кларнета, но теперь в миноре (это соль-минор - исходная тональность Джона). Интервалы на месте, а вот дорогой моему сердцу малой терции нету: ход заполнен четырьмя нотами вместо трех, и даже еще одна нота "ре" внизу, такой вопросительный ход, хоть и нисходящий (в музыке вопросительная интонация чаще всего характеризуется восходящим движением мелодии). В общем, уже ясно - с девушкой не все понятно, но что конкретно?



"Выстрел"
Gunshot с 28:49
Как таковой тут темы Эвр нету, но есть серьезный на неё намек, для меня - опознавательный ярлык на слух - та самая терция вниз, и появляется она ни откуда не возьмись, а прямиком из темы Мэри! Вся эта сцена и так на первый взгляд сюрреалистическая по самое не могу, да еще и Эвр тут как тут.



Больше Эвр в 6Т нету, едем дальше.



"Лже-Фэйт"
Загадка. У нас масса вариаций темы Эвр, но почему молчит ненастоящая Фэйт? С одной стороны я понимаю: аналитически подкованные зрители моментально бы узнали лейтмотив, соотнеся "А" и "Б", поэтому композиторам необходимо было тоже молчать, как рыбам. Или тут что-то другое.
В двух треках, на 3:37 и 8:22 самого начала, проводится тема у виолончели:



Она стилистически выбивается из дальнейшего развития треков. Вновь что-то баховское. При этом Шерлок дважды произносит "the life is not you own", настоятельно уговаривая лже-Фэйт не совершать самоубийство. Она же ему рук даже не показывала, да и пистолет был только догадкой... Что в музыке вообще происходит во время встречи с ней?
Во-первых, всё время проводится тема обдолбанного Шерлока (весьма бодренькая, как для смертельно накачанного, хоть и безумная), в "Window deduction" он вообще живее всех живых, еще и шутит, скерцо практически, как и весь сезон, с его темой происходят одни метаморфозы, она ни разу не звучит за весь сезон в оригинальном виде. Что как бы намекает - откройте хотя бы уши, это не реальность. По крайней мере, не всё.

Даже в "Anyone" - пике его наркотрипа - уверенная, хоть и съехавшая маленько на фоне фигураций Смита, музыка. Самому Шерлоку потом становится худо - но другими музыкальными средствами, не его темой, это будет слышно в You look different.
Никаких, никаких признаков Эвр. Зато наличествует тема титров на 5:00, на 5:45, и тема Джона появляется на 9:18. Красное платье - обман. Музыка и трость: Фэйт - зеркало Джона? Это бы объяснило, почему им так хорошо вместе. С музыкальной точки зрения это преподносится так.

Небольшое лирическое отступление про сцену в морге из "Детектива" с точки зрения музыки. Выше я написала, что Шерлоку становится плохо, ему не просто плохо, музыкально он просто умирает.



Трек начинается с очередного комичного переосмысления темы Шерлока из встречи с лже-Фэйт,



но затем, где-то с 0:43 включается совсем другая музыка, с героем начинает происходить плохое: сначала полные мольбы интонации из темы титров на флажолетах у струнных, с 1:14 музыка очень напоминает "Лакримозу" Моцарта по интонациям (нисходящие и восходящие секунды, болезненные и слёзные), с 1:48 на этих же секундах самый настоящий похоронный марш, полный муки и очередной "Dies Irae" с 2:10. Я всё раздумывала, хотят ли композиторы его сюда вложить или это мои фантазии, но этот мотив слишком часто повторяется, чтобы его игнорировать. Три удара по крышке гроба с 3:08, и затем совершенно душераздирающее, изломанное звучание "Dies Irae" на 3:36!
Появляется фактура, похожая на приемы из "Кончерто гроссо N.1" Шнитке, вот эти скрипки потусторонние (впрочем, они много где в "Шерлоке" встречаются, это практически стандарт в мире саундтреков, только не все знают, откуда ноги растут), музыка просто вопит об том, что происходит внутри у Шерлока, это то самое go to hell. Ниже некуда.



По воздействию этот трек настолько же мощный и вытряхивающий наизнанку, как "Prepared to do anything". И скрипочками шниткеанскими очень перекликается. Замечу, что это всё происходит еще до ударов, где звучит хорал Мэри (довольно очевидный выбор).

Но вернемся к теме.
Связь Эвр и Смита:
в Anyone появляется восточный инструмент, который потом будет играть тему Эвр, но появляется он, когда нам показывают Смита!
А еще интереснее, что замаскированная тема Эвр, довольно близкая к основному проведению, появляется на 20:02, когда Смит рассказывает, что не будет предъявлять обвинение. Музыка совершенно намеренно показывает наличие связи между злодеем и ненастоящей дочерью.

"Эвр - психотерапевт"
В начале "Детектива", когда Джон приходит к новому терапевту, звучит, в основном, вокализ Мэри (переосмысление ее темы с вокалом без слов). Это и понятно, у нас не должно пока возникнуть никаких подозрений, Джон сконцентрирован на потере Мэри.
"In the tower" занимает всю последнюю сцену с разоблачением. На заднем плане звучит "тик-так", состоящий из первых четырех нот темы ми-до-ля-ре, без остановки. Тема проводится дважды, и это тоже примечательно, каждому глазу по разу : )
Отдельно про название трека. Оказывается, в Афинах есть "Башня ветров", https://en.m.wikipedia.org/wiki/Tower_of_the_Winds, очередная ссылка в мириадах ссылок "Шерлока".

Вариация 3 на 26:02
Медленное, без шестнадцатых, проведение темы создает более неторопливое ощущение, звучит, когда Шерлок изучает записку с miss me. Что примечательно - к ней присоединяется тема Джона (так же как и далее в финале), когда он соображает что к чему.



Вариация 4 на 27:08
Вступает после слов Эвр "isn´t it obvious?" всего на первые четыре ноты, в каком-то сумасшедше тягучем тембре восточного инструмента (не знаю, какого, не дался он мне). "Восточный ветер" во плоти.

Переезжаем в "Финальную проблему", тут нужно подробнее. С музыкальной точки зрения - это тема с вариациями (причем в равной степени Эвр и Джона, только последнего сложнее отслеживать). А вот Шерлока в финале практически нет! Даже так: дважды есть Шерлок-пират (в начале на корабле буквально его видоизмененная тема и в самом финале одно залихватское пиратское проведение) и еще раз Шерлок в самом конце. Оригинальной "The Game is on" не пахнет, а вот тема титров встречается, о ней ниже.




Первые десять минут в музыке ничего не происходит. Звучит эмбиент, и всё. Этой музыки нет и в саундтреке (нужно различать саундтрек и Score, первый - это музыка из фильма в слушабельном варианте в виде номеров, во втором - непосредственно партитура под видеоряд, и они не совпадают!).

"Девочка в самолете"
У неё нет темы! В самолете одни шумы и потусторонние звуки. Весь финал - ничего мелодического, узнаваемого. А у кареглазой Эвр тем в достатке.

"Эвр в воспоминаниях Майкрофта"
Вариация 5 на 0:17
Всё ближе к основному проведению. Секста заполнена пассажем, делающим тему мягче. Повторяется чуть позже, когда Эвр в свитере появляется на Бейкер-Стрит.


На 1:51 маленькому Шерлоку тоже внезапно досталась новая мелодия. Понятное дело, на скрипке. По характеру скорее похоже на Эвр, чем на взрослого пиратского, хотя казалось бы, должно быть нечто залихватское. Грустная и нежная музыка.


"Эвр сжигает дом"
Зажигает спичку кареглазая девочка, а радужка глаза на фоне горящей спички - голубая. Кто сжёг дом? Под сожжение Месгрейва звучит Вариация 6, на 3:30.

Это первое появление проведения в ля-миноре, только не одна скрипка, а группа струнных, начало в другом ритме, приобретает тут пафосный оттенок.



"Эвр в камере" - скрипка, основное проведение - рассмотрено в первой части.

"Эвр и Мориарти"
Как раз этого проведение в саундтреке нет, видимо, только в партитуре. К сожалению, не умею резать видео, поэтому на словах. Мелодия - без вариаций, зато инструмент - какая-то электронно измененная двоящаяся скрипка с наложением чего-то восточного.

"Doing a good thing"
Это про Джона. Что касается музыки, Джону приходится хуже всех. У него и так тема депрессивная, с самого начала. Теме Джона никогда не становится лучше, только хуже! Его мелодия то теряет аккорды. То съезжает с и так не очень уверенной гармонической основы, то сползает, то теряется в наслоениях другой музыки, в общем, он по жизни травмирован, растерян, раздавлен. Он несчастен, как ни крути. Его тема тянулась за Шерлоком в первых сезонах, но после Рейхенбаха ему только худо. Здесь умирает управляющий, но слышим Джона, и только Джона. Что-то связанное с военной травмой. Ноты его мелодии ушестеряются, это очень, очень глубокий слой происходящего.


"Эвр в телевизоре"
Вариация 7 на 6:06
вновь тема в ля-миноре с ритмической вариацией без затакта.



Затем у темы Эвр наступает антракт - нас ждут две сценические постановки - звонок другу и 50:50.

"Pick Up". Музыка ощутимо насыщена электроникой, как в поддельных версиях спасения в "Катафалке". Композиторы пользуются тем же приемом, чтобы пустить по ложному следу, об этом писал сам Прайс в интервью - какие тут могут быть сомнения. Сцена звонка заканчивается - электроника пропадает. Когда Шерлок разбивает гроб, звучит та самая музыка из конца "Детектива" (чуть видоизмененная), где они с Джоном примиряются и обнимаются. Этот мотив есть и в пилоте - когда Шерлока показывают на крыше под луной, а так же во Floating Dust из "Пустого катафалка" на 0:54. Не правда ли, можно сделать выводы и без того, что Молли в свитере из того же "Пустого катафалка"? В неоднозначнейшей сцене звучит музыка о Шерлоке с Джоном.




"Brother mine"
То, чего так долго ждали большевики произошло - Майкрофт обзавелся темой. Эта тема создана из темы Шерлока чуть более, чем наполовину. Но это не очень важно, потому что она замечательно раскрывает характер Холмса-старшего. Впрочем, возможно, это только восприятие Шерлоком Майкрофта, судя по родству музыки. Не могу судить.



С конкурсами покончено, всё приближается к финалу. Это еще более глубокий уровень нереальности-сна, если проводить аналогию с фильмом "Начало", то спит в данный момент Майкрофт, поскольку на этом уровне его нет.
Все события Месгрейва построены на музыкальной арке, это кульминация финала и саундтрека, состоящая сразу из трех треков:
The Hall
I Had No One
Open You Eyes
Музыкально это трехчастная форма, ABA


"Готичная Эвр"
Вариация 8 на 19:15
Трек начинается с мотива Мориарти, так как Эвр про него говорит. А тема приобретает поистине зловещий оттенок: в неё влезает тритон! Простенько и со вкусом. Не стоит обманываться восходящим движением темы, один звук - и воспринимается совершенно по-другому. Так же это можно рассматривать, как приближение Шерлока к Эвр - у кого-кого, а у него тритонов цельных два в теме.



"The Hall" содержит целых три крестообразных движения:

В басу самый интересный: это музыка из Эпплдора:





Треки даже с похожего звука начинаются. Далее просто ноты не повторяются, а идут одна за другой, тональность и регистр разные, и всё же, Месгрейв напрямую связан с Эпплдором.



Второй крест на трубе 20:20, очень тревожное, практически апокалиптическое звучание - вопрос жизни и смерти.
Третий - на челесте 20:44 - когда Эвр появляется на синем экране. Эта явная параллель между Магнуссеном и ней, в придачу к Эпплдору - челеста наверняка характеризует чистый разум. Только у Магнуссена все было строго-красиво, (послушайте сцену с чудо-очками из "Обета") а тут интеллекту плохо приходится, шарики заходят за ролики.

На 21:06 Звучит хорал, напоминающий "East Wind", на 21:54 сумасшедшая по изломанности и силе музыка - разоблачение Редберда. Там один и тот же ход, перепутать невозможно! В этот момент Шерлок убивает Магнуссена! В треке "East Wind" это на 1:21! У меня по всем картам получается, что Шерлок сам сжег дом и был виновен в смерти Виктора...



"I had no one " - в свою очередь тоже построен в трехчастной форме ABA'.
Лучший и самый насыщенный трек финала!

Вариация 9 на 22:46
Проходит самое красивое и светлое проведение темы Эвр, никакого падения на терцию, три восходящих интервала, сыгранных на скрипке в высоком регистре. Стоит слушать с начала номера, тему обрамляют и пронизывают аккорды Джона, фортепиано там постоянно звучит! Тема Эвр сочетающееся с темой Джона - до и после темы его аккорды. "I am lost" - говорит Эвр. Все синие и потерянные: Эвр на экране. Шерлок, к которому возвратилась мимика. Джон в колодце. Виктор в колодце.



*пересмотрев Линча* синий цвет - цвет трансформации. В цветовой символике Шерлока - всеми владеет Боб Эвр : )

Когда Шерлок входит в фазу "вспомнить всё", звучит потрясающая музыка: ряд интервалов - квинта - секста - квинта - секста (далее вариации), если вычленять хромосомы из тем, то это Шерлок-Эвр, Шерлок-Эвр (тема Шерлока начинается с квинты, если что). Вода забытых чувств наконец прорвалась. Верха этих интервалов тоже образуют круговое движение, оно нам еще пригодится в следующем треке.

Когда Шерлок говорит "Виктор Тревор", дважды звучит тема титров. Джон тут, конечно же, Виктор, это и без музыки понятно.

"Эвр - Джон".
Вариация 10 на 23:53
Шерлок видит взрослого себя рядом с Эвр в свитере Джона.
Там столько всего происходит: быстрые фигурации воспоминаний, масса едва слышного фортепиано в изнанке (практически концерт Чайковского: тема у скрипичное тутти, а фортепиано в роли аккордовой поддержки). Во всем этом треке натуральный минор! Нет вводной ступени - соль-диеза, это все белые ноты. Светлые. Чудесная музыка.
У Эвр не было Шерлока. У Джона не было Шерлока. У Шерлока не было никого. Его сердце было пусто. Мориарти был не прав - нельзя выжечь сердце, если оно пустое. Оно должно быть полно. Это сердце Шерлока говорит. И сердце Джона, и не четырьмя отмороженными аккордами, а бурей чувств! Шерринфорд, shape of his heart. Шерлок здесь обретает себя цельного и музыка об этом рассказывает.



Теперь осталось не разгадать загадку, интеллект в тупике, а решить сердцем. В следующем треке "Open your eyes" музыка из "The Hall" повторяется и продолжается. И кресты, и вариация с тритоном.

"Save my soul"
Когда Шерлок складывает стихотворение на 25:28 звучит самое тихое и проникновенное проведение на скрипке, сопровождающаяся отчетливой челестой.
Затем действие уплотняется, постоянно звучат аккорды Джона.

"Если девочка назовет имя, человек спасет её"
Когда Шерлок находит комнату Эвр, на 26:16 слышна еще одна важная кульминация - музыка по кругу на трех нотах, похожие на те три из "I had no one" - происходит замыкание, кольцо. Миссия закончена! Когда Эвр говорит "Every time I close my eyes I´m on the plane" звучит тема из "Redbeard", вот тут на 0:38 еле слышно, в "East Wind" на 0:49 тоже на заднем плане, но это совершенно точно эта тема. В этот раз она из голоса перешла в чудесную скрипку, в финале на 27:06. А вторит ей виолончель - основным мотивом "Редберда".


Вариация 10 на 27:35
Снова тема Джона (хотя аккорды больше не утраиваются, ведут себя нормально!) и трек заканчивается той же вариацией, что в "I had no one" в си-миноре (которым закончится финал). Но в отличие от "I had no one", где мелодия улетает ввысь, она опускается вначале на одну октаву ниже, а потом и на две. Посадка.



Отдельно про "Always the grown up".
Мне кажется, это про Майкрофта. Мы в его бункере. У дирижера чужих жизней проблемы с ритмом: звучат замкнутые кружащиеся фигуры в переменном такте, то 6\8 то 7\8 (композиторы нынче редко прибегают к переменным ритмам, это интересно). В странных дрожащих звуках мотив из Brother Mine! Все эти годы он тянул на себе младшего братишку, вот как он себя чувствует внутри ледяной брони. Плюс, как выяснилось, челеста у нас обозначает интеллект, и он не помог Холмсам. Сила была не в нем.

Итого, у нас одиннадцать вариаций у одного-единственного персонажа плюс пару всплесков не целой мелодией! Вот это проработанность!

И last, but not least. Какие ваши доказательства?
[Cocainum!]



Эвр - часть Шерлока. Эта тема напрямую вписана в его тему. Если раньше я могла сомневаться, то сейчас я полностью удостоверилась - не верь глазам своим (но иногда разрешено видеть именно то, на что глядишь)



А ушам - верь.

На очереди только переработанный разбор Who you really are.


Tags: Шерлок
Subscribe

  • (no subject)

    Что скажет вам бубен?

  • Волшебная печенюшка

    Получи волшебную печенюшку

  • Без адреса

    на рентгене грудной клетки обнаружено "ничего" а помнишь ты говорила, вроде бы у тебя было сердце мол тебе подарили в детстве его, на Рождество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments